Плоды восточных духовных теорий и практик манят нас экзотическим вкусом восточных сладостей. Кажется, стоит протянуть руку, и они одарят тебя уникальными спо­собностями, которые волшебным образом превратят серые однообразные будни в дивное многоцветье праздника жизни. И в грезах этого соблазна можно даже забыть о реальных границах нашей действительности, возвращая себя к чувству собственного достоинства и космической значимости нашего “Я”, хотя бы внутренне, хотя бы на пару часов. И это уже не соблазн, не только соблазн. Здесь есть еще и наше исконное стремление к Истине, и поиск своего пути к ней. Но новый путь всегда отрицает традицию, он нетрадиционен в самой своей сути. Превратившись в традицию, и он будет отвергнут будущим поколением искателей. И даже такое понимание перспективы не влияет на нашу ответственность за осмысление своего пути, ведь глубина осознанности выбора засвидетельствует степень нашей свободы здесь и сейчас.

Фатальная невозможность преемственной традиции в современной российской хатха-йоге исключает шакти-санчару - таинство непосредственной передачи знаний от учителя ученику. У нас есть только один путь - собственное творчество, открытие внутреннего потенциала и его реализация. И здесь важно постоянно сверять карты разных странствий по волнам хатха-йоги наших современников, не стремясь оценивать временные преимущества и кажущиеся недостатки их авторов. В конце концов, подобные оценки имеют отношение только к детской возне за место у окна, а не к ответственному выбору своего неповторимого пути. А это две совсем разные истории, совсем о разном.

И тогда поиски обретут смысл и внутреннее единство.

И тогда можно отправляться в путешествие к стенам старинной и вечно новой крепости, за стенами которой, как говорят, виден призрачный свет волшебной лампы Кундалини.

Экспрессия жизни нашего тела, то есть нас самих, проявляется в его пульсациях. Полнота и разнообразие жизни тем больше, чем шире спектр пульсаций тела. А наше осознание тем тоньше и изощреннее, чем лучше мы чувствуем экспрессию жизни вокруг и внутри нас. Наше тело - это самый близкий нам объект внешней реальности. Если мы тонко чувствуем свое тело, вероятно, можем надеяться, что так же хорошо сможем иногда чувствовать и другие объекты внешнего Мира. Но совершенно определенно можно утверждать, что если мы плохо чувствуем пульсации своего тела, то так же плохо чувствуем экспрессию внешней жизни. Наши представления о ней будут искажены или даже извращены. И все это начинается внутри нас, внутри нашего тела, с нашего самовосприятия и самосознания.

Список значимых в искусстве Асаны относительно высокочастотных пульсаций включает следующую иерархию:

  • вибрации (дрожание, звучание) расслабленных мышц, которые не следует путать с тремором уставших мышц,
  • пульсации кровяного давления, синхронные сердцебиению,
  • легочное дыхание или просто дыхание,
  • черепное дыхание или пульсация ауры, известная еще как кранио-висцеральный цикл.

Способность приходить в контакт с этими пульсациями в любой части тела, где может или должен присутствовать носитель соответствующих процессов, отражает глубину нашего самовосприятия и самоосознания. Развитие, восстановление или обретение такой способности в результате практики телесного искусства Асаны служит одним из критериев ее корректности.

Конечно, не следует игнорировать умение наблюдать и выделять влияние известных относительно низкочастотных (часовых, суточных, месячных, годовых, многолетних) биоритмов жизни.

В этой статье ограничимся только процессом дыхания, точнее сокральным смыслом дыхания в телесном искусстве Асаны.

Современное понимание классических дыхательных техник хатха-йоги детально описано в трудах новых индийских школ йогического искусства. Среди них наиболее широко известны и популярны две линии традиций, восходящие к именам Свами Шивананды и Шри Т. Кришнамачарьи. Сравним их рекомендации по дыханию в Асане. Для определенности используем книги двух ярких представителей этих линий:

Свами Сатьянанда Сарасвати. Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха. - К.: “София”, 2000.

Б.К.С. Айенгар. Прояснение йоги (Йога Дипика). - М.: Медси XXI, 1993.

Первый из них дает следующие общие рекомендации и инструкции по дыханию в баддха конасане и дханурасане соответственно:

  • всегда дышите через нос, если ваш инструктор не дал вам специальных указаний на этот счет. В ходе выполнения асан старайтесь координировать дыхание с движением тела (с.27)
  • дыхание нормальное, не зависящее от практики (с.31)
  • в конечном положении можно задержать дыхание, либо дышать медленно и глубоко (с.98)

Аналогичные инструкции Б.К.С. Айенгара выглядят следующим образом:

  • Во всех асанах нужно дышать только носом, а не через рот.
  • Не задерживайте дыхания, входя в позу или находясь в ней. Соблюдайте указания относительно дыхания, которые приводятся ниже при описании техники выполнения различных асан (с.50)
  • Оставаться в этой позиции 30 - 60 секунд, дышать нормально (с. 119)
  • Поскольку живот растянут, дыхание будет учащенным, но об этом не следует беспокоиться. Оставаться в позе по возможности от 20 секунд до 1 минуты (с.94)

Обратим внимание на несколько наиболее важных особенностей рекомендаций Свами Сатьянанды и Б.К.С. Айенгара.

Во-первых, схемы дыхания в обеих традициях отличаются друг от друга. Естественно, что они выбраны в соответствии с той ролью, которая отводится Асане в общей традиции школы. В первой их них асаны рассматриваются как усилители действия бандх и мудр в общем тренинге по очищению каналов и пробуждению и правильному подъему кундалини-шакти. Такие качества, как гибкость, сила, выносливость, красота, грациозность, не являются эталонными или искомыми. На первый план выдвигаются сбалансированность, равновесие, функциональность, интеллект, свобода, внутреннее и внешнее единство, поскольку: “Никогда не следует рассматривать дух отдельно от тела и тело отдельно отдуха. Это единое целое” (Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами МуктибодханандаСарасвати, Хатха-йога Практика. - М.: Из-во Ишвара, Из-во Саттва, 2002, с.16)

Вторая традиция тяготеет к педантичному и предельному развитию внешних качеств. Считается, что оно не может быть достигнуто без глубокой внутренне трансформации, механизм, направленность и последствия которой оставляются не раскрытыми, так как совершаются извне, по воле внешней силы: “Выполняя асаны, йог подчиняет себе свое тело, делает его инструментом духа... Он стремится к тому, чтобы сделать тело сильным, подобно молнии, здоровым и не знающим страданий, чтобы посвятить его служению Богу, для чего оно и предназначено” (с.34, 35 из книги Б.К.С. Айенгара).

Однако вернемся к дыханию. Как мне кажется, приведенных аргументов достаточно, чтобы констатировать чисто прагматический подход к выбору дыхательной стратегии, который согласован с общими ценностями школы.

Вторая особенность рекомендаций,приведенных и неприведенных, состоит в постоянных ссылках на нормальное дыхание, на естественное дыхание или дыхание, следующее за потребностями тела. Однако схемы этих трех разных типов дыхательных процессов оставляются без внимания. Вполне оправдано предположить, что для индийской аудитории они самоочевидны и органичны, поэтому и не детализируются. Однако наша отечественная аудитория принципиально отличается от индийской из-за разных тенденций формирования личности (см. Асана1. Путешествие в Неизвестное). Для нас эти три дыхательных процесса не самоочевидны, отличаются между собой и, как правило, поддерживают наши внутренние конфликты и одновременно опираются на них.

В чем же здесь дело?

Сначала немного истории и теории из окна вагона.

Еще 3. Фрейд обращал внимание, что наше эго преимущественно телесно. Мощным импульсом для развития этого тезиса послужили идеи и эксперименты В. Райха о связи и идентичности телесных и психических процессов. Творческая многоплановость идей В. Райха привлекла новых исследователей телесно-ориентированного подхода в глубинной психологии личности. Наиболее мощные концептуально значимые идеи современной телесно-ориентированной психологии представлены в ее основных направлениях: вегетотерапия В. Райха, биоэнергетика А. Лоуэна, бодинамика Л. Марчер, биосинтез Д. Боаделлы, танатотерапия В.Ю. Баскакова, холотропное дыхание С. Грофа, процессуальная работа А. Минделла.

Проблемы соотношения физического и психического, энергетического и духовного, реального и идеального всегда завораживающе привлекательны для живого ума. И эти авторы предприняли попытки решить их, предложив оригинальные и плодотворные метафизические модели, которые уже стали или становятся неотъемлемой частью западной культуры. Убежден, что современная невосточная метафизическая модель йоги не может игнорировать эти исследования, но обязательно должна ассимилировать их достижения.

Коснемся лишь части идей телесно-ориентированной психологии, связанных с нашей темой.

Вряд ли кто-то станет возражать против того, что наши психические позиции в широком смысле (универсальные травмы детства, детско-родительские отношения и т.д.) однозначно структурированы в нашей физической осанке также в широком смысле (габитус тела, двигательные стереотипы и т.д.). На интуитивном уровне это совершенно очевидно.

Наши психические позиции фиксируются в нашем характере, который представляет собой типичный способ поведения. Точнее, характер - это хронический, автоматический и устойчивый или структурированный способ реагирования. Он обладает специфическими качествами, которые влияют или определяют все наше поведение, например, в процессе тренинга телесного искусства Асаны.Проблемы возникают из-за того, что мы идентифицируем себя со своим характером. Целеустремленный человек может внутренне понимать свою целеустремленность как свое главное достоинство. Избавление от проблем связано с отделением “Я” от структуры характера, в данном случае - от целеустремленности. Этот пример будет специально рассмотрен в следующей статье: “Асана 3.”

В. Райх назвал структуру характера панцирем характера, который защищает нас, как панцирь защищает черепаху, но одновременно превращает и нас самих в каком- то смысле в черепах, навеки заточив в себе нашу истинную космическую сущность.

В. Райх обнаружил и описал также и телесный аналог структуры характера, который назвал мышечной броней. Он выделил в мышечной броне семь относительно независимых зон, связанных внутри себя общностью вегетативной иннервации: глазная, ротовая, горловая, грудная, диафрагмальная, брюшная и тазовая. Названия зон дают точное представление об их расположении на теле. Неадекватный мышечный гипертонус в этих сегментах создает препятствия или вегетативные мышечные блоки на пути естественного течения жизненной энергии, создавая зоны застоя, недоступные для самовосприятия. Как правило, мы не можем осознать присутствие в себе мышечных блоков, поскольку идентифицируем себя с ними как с телесным проявлением структуры характера, с которой слито наше “Я”.

В обширной практике В.Райх, а позднее и А. Лоуэн, установили, что отделение “Я” от структуры характера возможно при достижении особых телесных состояний, в которых вегетативные мышечные блоки окажутся доступными самовосприятию. Для индукции подобных состояний были разработаны оригинальные техники и объяснительные модели, которые составили основу вегетотерапии и биоэнергетики, а также использовались в более поздних направлениях телесно-ориентированной психологии.

В принятых терминах базовый принцип телесного искусства Асаны выглядит следующим образом: особые телесные состояния возникают, когда часть идентификации нашего “Я” постепенно и непрерывно переносится на поток жизненной энергии, а другая часть сохраняет идентификацию с препятствиями ему, то есть со структурой характера. Таким образом происходит непрерывное расширение образа тела в нашей психике и открывается путь для более глубокой интеграции личности и достижения более тонких состояний внутреннего единства по крайней мере на период активной фазы занятий. Расширение диапазона восприятия, достигнутое расширением образа тела, имеет достаточную здоровую опору, чтобы не провоцировать развитие скрытых негативных тенденций.

Мой опыт проведения общих групповых тренингов (по две группы в день с 1997 года) убеждает меня, что соблюдение базового принципа обязательно в любом корректном и безопасном телесно-ориентированном психотренинге, одним из которых является искусство Асаны.

Любопытно, но современные позиции Востока и Запада сближаются настолько, что они вполне могут пожать друг другу руки, приветствуя общность своих исканий и признавая неповторимое своеобразие друг друга. В индийской традиции тха-поток - это прана-шакти, жизненная сила, ха-поток - это манас-шакти, ум, ментальная сила. Состояние хатха-йоги возникает из баланса ха- и тха-потоков, то есть тогда, когда ни один из потоков не доминирует, подавляя другой. Ха-поток представляет собой структуру характера, который контролирует тха-поток или жизненную силу. Это общее. Своеобразие возникает из разной идентификации “Я”. Западная культурная традиция основана на идентификации “Я” со структурой характера, который находится на стороне манас-шакти. Безопасная стратегия достижения состояния хатха-йоги представляет собой перенос части идентификации “Я” на поток прана-шакти медленно, плавно и без скачков, все время оставаясь на стороне рационального ума. Иначе говоря, все наши действия должны быть наполнены вполне рациональным и прагматическим смыслом, согласованным с общим культурным контекстом, а все ощущения должны быть полностью осознаны, то есть вербализованы.

Существуют веские основания считать, что развитие Восточной культурной традиции основано на идентификации “Я” с прана-шакти. Косвенным подтверждением служит потрясающая изощренность именно энергетических техник на Востоке, которая пока превосходит аналогичный уровень представлений Запада о структуре сознания. Восточная безопасная стратегия хатха-йоги, таким образом, связана с движением от жизненной к ментальной силе, то есть противоположное Западному, Мы идем к одной цели, но навстречу друг другу.

Что происходит при нарушении принципа непрерывности и плавности перехода от дисбаланса к равновесию потоков? Такая ситуация возникает, например, при ортодоксальном переносе философии и техник йоги вместе с их скрытой восточной стратегией в наше общество. Появление второго изолированного концентра самовосприятия для нас грозит быстрым развитием потенциально существующих, но изначально стабильных, тенденций к разделению ума, чувства и тела до паталогических шизоидных или шизофренических расщеплений личности и ее последующей деградации. Удручающим многообразием примеров, подтверждающих это правило, наполнена вся наша поп- эзотерическая тусовка.

С другой стороны, считаю вполне оправданным прогноз следующей метаморфозы. Если индиец в поисках личной самореализации окажется у нас, то он подвергнется интенсивной фрустрации, от которой не найдет в себе достаточных защит, сохраняющих его личность. В результате исконные качества доброты, сострадания, принятия, проницательности, эмпатии обернутся здесь в высокомерие, пренебрежительность, протекционизм, шовинизм. Думаю, что те, кто знаком с местными индийцами, смогут продолжить этот нелицеприятный список. Пока оставим тему отдаленных последствий от хатха-йоги в отечественной реальности и вернемся к теме дыхания.

Экспрессия жизни через дыхательную пульсацию тела одновременно связана и с потоком прана-шакти и со структурой манас-шакти. Иначе говоря, дыхание имеет признаки как процесса, так и структуры.

Процессуальные качества дыхания известны всем, кто хотя бы один раз учился в школе. В частности, они включают физиологию, биомеханику и психическое воздействие брюшного (нижнего), грудного (среднего) и ключичного (верхнего) дыханий. Для тех, кто пожелает обновить свои знания, рекомендую теперь уже классическую книгу: Андрэ ван Лисбет. Пранаяма. Путь к тайнам йоги. - К.:”Янус”, 2000., или книги Яна Цзюньмина по цигуну.

Структурные признаки дыхания возникают как результат воздействия вегетативных мышечных блоков на дыхательный процесс. Прямое воздействие оказывают пять из семи блоков: ротовой, горловой, грудной, диафрагмальный и брюшной. Оставшиеся два: глазной и тазовый - обладают косвенным воздействием. Не очень сильно утрируя ситуацию, можно сказать, что наш характер - это наш неповторимый способ дыхания. И наоборот - схема нашего дыхания однозначно фиксирует, актуализирует или распускает все наши вегетативные блоки.

Таким образом, целесообразная дыхательная стратегия обеспечивает один из механизмов реализации базового принципа телесного искусства Асаны. Но как должна выглядеть целесообразная дыхательная система? Забегая вперед, отвечу, что это - биологическое дыхание, ближе всего к которому подходит полное йоговское дыхание. Оно обеспечивает максимально доступное развертывание телесных импульсов дыхательной пульсации с полным отреагированием без угнетения энергии дыхательных рефлексов. И чтобы наполнить эти фразы смыслом, попробуем еще раз погрузиться в то, что мешает нам правильно и полноценно дышать.

Ротовой блок ограничивает или искажает течение энергий в каналах ротового сегмента тела, что в свою очередь проявляется в форме примитивизации экспрессивных выражений наших внутренних переживаний. Мертвая американская улыбка или угрюмо сжатый рот, плохие зубы, болезни верхних дыхательных путей, плохой слух, бесконтактность, вспыльчивость - характерная плата за пользование защитой ротового блока. Это наш “асимметричный ответ” С. Есудиану, прекрасному учителю и подвижнику йоги на Западе, который утверждал, что: “Если бы детей научили дышать носом еще в школе, вполне возможно было бы вырастить новое, более сильное и умное поколение!” (Йога и здоровье современного человека. - К.: @Janus Ьоокs”, 1999, с.58). Проблема оказалась не в том, чем мы дышим: носом или ртом, а в том, есть ли ротовой блок или его нет. Ко мне в группы часто приходят люди, которые умеют дышать только носом и не умеют дышать через рот. И у них, как правило, сильный ротовой блок со всеми сопутствующими проявлениями. Тонкие полутона человеческих отношений, возникающие из глубокой чувствительности, вытесняются из жизни юридическим равнодушием и алгоритмичной предсказуемостью, у которых вместо лица мертвая маска, бессвязное дыхание, а рот заклеен пластырем, который не заметен на первый взгляд.

Горловой блок ограничивает или изменяет течение жизненной энергии в каналах шейного сегмента, которые в индийской традиции относятся к удана-вайю, ответственный за правильный подъем Кундалини. В частности, он проявляется в изменении эмоциональной окраски энергетических потоков. Типичным примером является преобразование гнева или обиды в улыбку, приветливую, заискивающую, дружескую и т.д. А платой за защиту горловым блоком окажется ком в горле, чувство удушья, неискренность, лицемерие, невозможность осознавания своих чувств и даже действий, недоступность телесной грации и балансов от тонких до самых грубых и простых.

Грудной блок проявляется в снижении емкости резервуара для поглощенной праны, доставшейся телу после прохождения ротового и горлового блоков. Защита грудным блоком направлена на снижение общих энергоресурсов тела для устранения даже возможности переживания сильных энергетических потоков и связанных с ними сильных и противоречивых чувств, таких, как злость, враждебность, негативизм, беспомощность, отчаяние. Все болезни органов грудной клетки связаны с застоем энергии из-за действия защит грудного блока.

Диафрагмальный блок представляет телесное обеспечение нашего представления о делении тела на чистый, человеческий, возвышенный, духовный верх и нечистый, животный, недостойный, греховный низ. На мой взгляд, этого интуитивно-ясного утверждения вполне достаточно, чтобы побудить вашу мысль самостоятельно исследовать нашу привязанность к защите этим блоком. Энергетически он направлен на разделение наших чувств и действий, закрепляя ситуацию: мечтать можно, а делать нельзя.

В йогической интерпретации диафрагмальный сегмент тела представляет собой место действия самана- вайю, наиболее важной для хатха-йоги функции прана-шакти. Именно она очищает сушумну, обеспечивая условия для правильного и безопасного подъема Кундалини. Накопление самана-вайю происходит за счет объединения энергии двух других функций прана-шакти: прана-вайю и апана- вайю в области диафрагмы в перевернутых положениях тела типа березки, стоек на голове, предплечьях, руках и т.д. Если этот процесс будет искажен диафрагмальным блоком, то возникнет местный застой энергии с типичными йогическими гиперацидными осложнениями, которые описал еще А.В. Сидерский (Хатха-йога как технология интегрального тренинга. - К.:Ника-Центр,2000, с.106-108).

Брюшной блок - один из двух блоков, контролирующих наш животный низ. Его функция аналогична функции грудного блока - снижение общего энергетического статуса для защиты только одного чувства, от чувства удовольствия. И чтобы сделать это утверждение более приемлемым, напомню, что когда мы обращаемся к Западной культуре, то находим теорию относительности, космонавтику, генетику, микробиологию, компьютеры, эдипов комплекс, демократию, права человека, пиво из горлышка... А когда обращаемся к Восточной культуре, то встречаем тантру, йогу, ка- ма-сутру, долинный оргазм, касты, реинкарнацию, наркотический транс...

Платой за моральное спокойствие под защитой брюшного блока оказываются некоторые болезни органов брюшной полости.

Но хватит о грустном.

Мы разные, и у нас разные ценности в жизни. А в смерти?..

Здесь мы уже можем вернуться к описанию трех, отмеченных выше дыхательных схем, в достаточной мере оценивая то, что стоит за ними.

Нормальное дыхание обычного отечественного последователя хатха-йоги поверхностное, прерывистое, частое, неустойчивое, слишком громкое или слишком тихое и недостаточное для поддержания требуемой энергетической (телесной и психической) активности. В нем отражается актуальное влияние защит всех пяти блоков. Психическое состояние, соответствующее нормальному дыханию, характеризуется базовым недоверием к инструктору, группе и всему миру, отказом от увеличения энергетического статуса тела из-за страха быть неправильно понятым и отвергнутым инструктором, группой и всем миром и в стремлении отстоять любой ценой свою независимость от них же. И все эти психические содержания вытеснены в бессознательное и удерживаются там, как неприемлемые для человека, занимающегося духовной практикой. Но иногда они в полной мере заявляют свои права на место в реальной жизни реального тела, прорываясь на поверхность в виде совершенно нелогичных и загадочных телесных реакций или реальных событий. К ним, в частности, относятся все травмы от йоги. Подчеркну: все травмы, полученные при активных занятиях хатха-йогой, возникают как результат игнорирования вытесненных психических содержаний. Особенно это касается инструкторов. Характерные примеры будут приведены в следующей статье: “Асана 3”.

Естественное или биологическое дыхание представляет собой дыхательную волну,которая распространяется в теле без блоков. Она рождается в центре живота в начале вдоха. Ее короткая нисходящая ветвь слегка отводит таз назад, заряжая крестовую помпу. Восходящая ветвь волны постепенно вовлекает область диафрагмы, грудной клетки, слегка увеличивает шейный лордоз, запуская черепную помпу. На выдохе процесс повторяется в обратном порядке. Соответствующее психическое состояние характеризуется чувством базисного доверия, благополучия, открытости, радости и любви. Повторю, что только такая дыхательная волна обеспечивает полное развертывание телесных импульсов дыхательных рефлексов, без их угнетения или стимуляции, и поэтому именно на ней основано большинство известных пранаям.

Практика использования контроля дыхания для воспроизведения дыхательной волны в теле с актуальными блоками неизбежно приведет к осложнениям. И ясно почему: телесные импульсы дыхательных рефлексов будут искажены мышечной броней с образованием застойных зон, которые проявятся в виде усиления или возникновения психосоматической симптоматики. Насилие запрещено не только в отношении других, но и в отношении себя.

Дыхание, следующее за потребностями тела, представляет собой естественную модификацию дыхательной волны. В ней могут быть усилены, например, крестцовая помпа, грудное дыхание или какие-то другие фазы в зависимости от реально ощущаемой телом потребности в энергетизации соответствующих сегментов.

Отличия каждого из трех типов дыхательных пульсаций очевидна и понятна всем. Но они будут поняты и приняты на уровне ума, но одновременно полностью проигнорированы на уровне тела. Наши защиты действуют хронически и автоматически вне зависимости от того, что мы о них думаем.

Таким образом, мы констатировали существенную разницу между реальным нормальным и требуемым в практике естественным дыханиям. Существуют ли техники, позволяющие прорваться через глухую защиту вегетативных блоков структуры характера и перейти от нормального к естественному дыханию безопасно?

Да, существуют. Это техники звучания, объединяющие телесное искусство Асаны и нада-йогу. На первый взгляд они выглядят парадоксально и могут быть правильно поняты лишь в контексте блочной структуры нашего телесного “Я”. Они описываются впервые и поэтому должны быть как-то названы. По-моему, наиболее точно их объединить под названием: “Исследование звуков тела в Асане”.

Начальный уровень направлен на осознание и частичное распускание ротового блока или ротового кольца мышечных напряжений. Дыхание непрерывное и только через рот в любых положениях: силовых, релаксационных, созерцательных. Языковое замыкание обязательно.

Действие основано на естественном снижении уровня напряжений при открывании, а не сжатии рта. Конечно, некоторые открывают рот с еще большим напряжением, чем закрывают его, но это все-таки исключение, и они редко появляются в общих группах.

Эффект дыхания через рот считается достигнутым, когда исчезает необходимость сознательного контроля для его поддержания во время активной фазы занятий. Обычно это происходит за неделю - месяц. Затем можно вернуться к обычному носовому дыханию, так как преимущества жизни без ротового блока уже будут и осознаны умом, и усвоены телом.

Базовый уровень направлен на постепенное распускание всех пяти блоков, структурирующих дыхательную пульсацию, и восприятие потоков прана-шакти. Он условно разделен на четыре этапа.

  1. Звучание на выдохе с произнесением: “а-а-а” в любых положениях тела, кроме перевернутых и халасан, в которых легкие слишком сжаты для безопасного звучания. Руко­водствуемся правилом: чем дольше звук, тем лучше; чем тяжелее (в любых смыслах) поза, тем громче звук.
  2. Обычное звучание трансформируется в пропева- ние звуков, которые оканчиваются носовым “н” или “м”. Например, а-а-а-м-м, а-а-а-н-н, а-о-у-м-м, а-а-а-м-н. Соблюдаем правило и ограничения по п. 1.
  3. Распространяем звучание на все тело, особенно на проблемные зоны и области, активно вовлеченные в процесс формирования форм асаны. Очень хорошо, если воз­никает ощущение движения звуковых пульсаций от межбровья вниз по телу до тазового дна во время выдоха, то есть в активной фазе звучания. Здесь возможны разные варианты телесных образов звука.
  4. Пропевание звука а-а-а-м-м выполняем на фоне языкового замыкания. Получится звук “ЛЯМ” - биджа-мантра стихии “земля”, связанной с первым центром. Биджа- мантра - это семя-звук, из которого, как из семечка, может в благоприятных условиях вырасти плодоносящее дерево, дарующее мантра-сиддхи. Так утверждает традиция мантра-йоги. Аналогично звуку ЛЯМ выстраиваются биджа-мантры остальных четырех стихий ВАМ, РАМ, ЙАМ, ХАМ. На этом этапе энергетическая форма асаны и пропеваемый звук должны быть согласованы, что значительно увеличивает эффективность тренинга, но требует достаточно глубоких знаний и практического опыта.

Эффект техник громкого звучания необычайно сильный. Например: непостижимое расслабление всего тела на фоне высокого уровня его энергетизации с ясными ощущениями внутренних потоков жизненной силы и глубокой интеграции всего существа. Распускаются все мышечные блоки, исчезает сама почва для ложной идентификации “Я” со структурой характера, и мы начинаем жить от лица своей истинной сущности. Это состояние лайи-ума без ума.

Вот как сказал об этом состоянии Свами Шивананда (Тантра-йога, нада-йога и крийя-йога. - М.: Старклайт, 2002, с. 129):

Олень попадает в ловушку с помощью сладостного звука.
Кобра очаровывается сладостным звуком...
Нада обманывает ум.
Ум достигает лай и в сладостной наде.
Ум привлекается сладостным надой.
Поэтому вы легко можете контролировать ум с помощью практик нада-йоги.

Продвинутый уровень связан с постепенным переходом от громкого звучания сначала к звучанию шепотом, а затем к беззвучному. Он требует умения сохранять высокий уровень концентрации на внутренних объектах. На этом этапе больше нет никаких ограничений.

Действие техник исследования звуков тела в Асане основано на нашей естественной способности к пению. Здесь нет контроля дыхания и сопутствующих осложнений. Единственным ограничением является недостаточная подготовка нашего голосового аппарата, с которой приходится считаться. Однако на сегодня мне не известны другие техники, которые могли бы сравниться с этой по эффективности в реализации базового принципа телесного искусства Асаны.

Любопытно, что шаткармы хатха-йоги (шесть очистительных действий) не все направлены непосредственно на распускание вегетативных блоков. Только две из них: дхуоти (внутреннее очищение), например, в варианте стимуляции рвотного рефлекса (гаджа карани - очищение желудка слона) эффективно распускает горловой блок, а наули (массаж брюшной полости) не возможно на фоне диафрагмального зажима. Остальные четыре шаткармы (бас- ти, нети, тратака, капалабхати) имеют санирующую направленность. Как это можно интерпретировать в нашем современном понимании? Хатха-йога - это свободный творческий поиск, не связанный моральными нормативами религиозных догматов, и основанный только на внутреннем нравственном законе. Это требует безукоризненной достоверности внешнего и внутреннего восприятия, недоктринерского осознания и адекватного действия.

Вероятнее всего, остальные пять блоков просто не были актуальны для старой Индии, иначе методы их распускания были бы тоже детально разработаны как составная часть первоочередных очистительных действий или обязательных составляющих начальных ступеней йогического искусства. Здесь нам не стоит прятать голову в песок и пытаться уйти от разработки и экспериментов с новыми техниками. А поскольку в области телесных практик принципиально невозможно придумать ничего нового (см. Асана1.), то “новые техники” следует искать среди старых, что, собственно, и было сделано на основе подходов нада-йоги. Разница лишь в том, что для нас они должны вводиться гораздо раньше, чем это было в старой Индии, и в контексте отличий нашего психического аппарата.

Теперь мы достаточно подготовлены, чтобы сформулировать рабочую версию базового механизма телесного искусства Асаны в виде схемы корректного тренинга:

  1. Исходными принимаются техники Асаны, Естественного дыхания и Звучания.
  2. Контакт с чувствами, а не подавление их, обеспечивает условия для актуализации блоков и исследования их психических содержаний и индивидуального смысла для практикующего.
  3. Достигнутое понимание помогает обнаружить в себе ресурсы для распускания блоков и прекращения защиты панцирем характера.
  4. В результате возникает переживание ощущения свободного потока прана-шакти как органичной части своего “Я".
  5. Осознание переживания свободных потоков приводит к интеграции прана-шакти и манас-шакти как истинного “Я”, которое может сдвинуть соотношение потоков в сторону баланса.
  6. Переживание состояния Лайи - ума без ума, в котором, в частности, прекращается внутренний диалог, так как вербальные конструкции теряют свое значение единственного атрибута осознания.
  7. Возвращение части блоковых защит, достаточной для нормальной жизни вне тренинга.

Здесь неизбежно возникают концептуальные вопросы о достаточности защит. Например, такой: если человек без невротического панциря характера, всегда живущий от лица своего истинного, космического “Я”, - это хорошо, то может ли он быть адекватным современному социуму? Эти вопросы будут возникать и в других контекстах, и в других статьях.

Ведущий тренер групповых практик должен обладать достаточной психологической подготовкой, чтобы не только показывать технику исполнения асан, но и понимать смысл индивидуальной игры каждого члена своей группы. Иначе он незаметно превратится в добровольного соучастника саморазрушения своих последователей и себя. Ведь техники хатха-йоги ведут нас к своей цели не сами-по-себе.У них нет никакой цели. Цель есть у нас, и возникает она из того, чем наполнена наша голова. Точнее, та ее часть, о которой мы предпочитаем не знать.

Собственно, только об этом и была вся статья.

Журнал «Ветер» №7, 2003