В третьей статье я предлагаю Вам совершить экскурс в практики телесного искусства Асаны, отложив до следующего номера обещанный анализ целеустремленности. Для этого изменения у меня есть важные мотивы.

Во-первых, я хотел бы уйти от умозрительности чистой теории, и предложить практическую базу для реалистического понимания теоретических моделей.

Во-вторых, надеюсь показать, какие подходы к практике не выходят за рамки физкультурно-спортивных ограничений и поэтому не направлены на реализацию духовного потенциала телесного искусства Асаны. Отличия здесь очень тонкие, так как относятся к уровню подготовки тренера, а не группы, к его внутренним метафизическим позициям и духовной направленности.

Надеюсь, что предыдущие публикации “Асана 1,2 ...” в достаточной мере подготовили почву для явного позиционирования концепции телесного искусства Асаны. Остается отметить, что дедуктивный принцип изложения здесь совершенно неизбежен, хотя и затрудняет восприятие. Очень рассчитываю на Вашу, читатель, привычку и способность к независимым суждениям, которые помогут нам уйти от конфронтаций недопонимания из-за возможных недосказанностей в область совместного интеллектуального поиска.

1.Теория: Определения и пояснения к ним.

Телесное искусство Асаны - это философия, метод и состояние, в котором может произойти прямое переживание Высшего метафизического присутствия.

Результат не может быть гарантирован, если мы верим, что предмет наших поисков существует вне нас и не зависит от нас и нашего произвола.

Здесь вера понимается традиционно, как наше личное отношение к нашему внутреннему Знанию, к той его части, которая не является профессионально заученной.

Телесное искусство Асаны разрабатывается как симметричный образ индийской хатха-йоги, который распространяется на пространство Российской культурной традиции и направлен на российский психологический тип личности. Формально можно было бы сохранить термин хатха-йога и не вводить новый. Но тогда неизбежные изменения всегда будут восприниматься как искажения традиции, даже если они объективно необходимы. Яркий пример необоснованных обвинений в искажениях - критика А.В. Сидерского и его стиля “Йога Дхара Садхана”. И это не единственный случай. На мой взгляд, введение нового самоназвания для невосточной хатха-йоги является более честным, открытым и тактичным отношением к индийской национальной традиции, хотя и не избавляет нас от других трудностей и не решает всех проблем.

2.Теория: проблемы.

Мне не известны люди, которые достигли полной духовной самореализации на пути хатха-йоги или телесного искусства Асаны в условиях России или Запада. Тем не менее, успехи многих известных и неиз­вестных мастеров на пространстве бывшего СССР, как и популярность их оригинальных концепций, позволяют говорить о телесном искусстве Асаны как о будущем феномене духовной культуры не на Востоке, не только на Востоке.

Однако судьба “будущего феномена” вовсе не предопределена, а зависит от нескольких субъетивных причин - от состояния и направленности умов тех, кто пишет на йогические темы. Именно они в решающей степени формируют состояние и направленность умов в современной российской йогической тусовке. И именно их нравственные силы определят ближайшую судьбу “будущего феномена” либо как факта истории, либо как очередной профанации.

Позитивные тенденции значительно усилятся, если авторы смогут выработать единые подходы и представления. А препятствия здесь большие, и возникают они из сути самоисследования и самоизменения в йогическом тренинге.

Все сведения, приобретаемые подобным образом, неизбежно субъективны, так как основаны на интуиции: исследователь одновременно оказывается еще и методом исследования, и его объектом. Интуитивизм самоисследований, особенно удачных, усиливает соблазн излагать результаты в жанре литературы откровения. Попутно оригинальным результатом по законам жанра придумываются и спекулятивно вводятся недостающие для пояснений понятия из физики, биоэнергетики, глубинной психологии, медицины и т.д. А это значительно обесценивает реальные и проверенные сведения, а также отталкивает образованную часть читательской аудитории. К сожалению, такой способ изложения оказался общим правилом, а не исключением. Привести соответствующие примеры легко, но я ограничусь теоретическими рассуждениями, так как не хочу никого задевать.

3.Теория: Три источника.

В области телесного искусства Асаны, как и в других новых областях Знания, все должно быть осознано и осмыслено:

разрозненные факты - соотнесением в родственные группы,

новое - приведением в связь с традицией,

непривычное - поиском привычных аналогов,

частное - путем обобщения,

общее - разложением на составляющие,

интуитивное - развитием рациональных структур,

духовное - отделением от бессознательных комплексов.

Здесь нельзя изобретать новую методологию, не исчерпав до конца традиционные подходы. И тогда обязательно появится содержательная и обоснованная концепция невосточного варианта хатха-йоги. Или этот Путь будет навсегда отвергнут как несостоятельный. Таков поиск Истины, когда негативный результат тоже имеет значение.

В контексте всего сказанного понятно, что телесное искусство Асаны как новую концепцию следует привести в связь с известными, проверенными и общественно признанными традициями. Наиболее важным мне представляется согласование с:

  • традиционной индийской хатха-йогой, как источником объяснительных моделей и техник для Востока,
  • классическим психоанализом, как наиболее глубокой концепцией о строении и взаимодействии сознательного и бессознательного в человеческой психике,
  • телесно-ориентированной психологией, как с единственной немагической концепцией о биоэнергетике человека.

4.Теория: Психоанализ и йога.

В предыдущей статье “Асана 2...” продемонстрирована важность анализа объяснительных моделей, техник и отдаленных последствий хатха-йоги. Но какими жэ инструментами может быть выполнен такой анализ? Очевидно, что для него нужна независимая от философии йоги дедукция, которая по своей общности равна, а еще лучше, если превосходит, дедуктивную силу метайогических моделей. Пока таких общепринятых концепций в невосточной гуманитарной мысли не существует. Но ближе всего к указанным требованиям приближается, по моему мнению, классический психоанализ. Особенно в его современных итальянских и российских вариантах, в которых бессознательное считается вложенным в единое семантическое поле.

По этой причине я считаю психоаналитические подходы наиболее приемлемыми для разработки новых теоретических моделей телесного искусства Асаны на основе традиционных йогических объяснительных моделей.

Здесь есть, что распутывать, и есть, в чем запутаться. Несколько примеров.

5.Парадоксы хатха-йоги.

Начнем с описания наиболее яркого парадокса в объяснительных моделях индийской хатха-йоги. Он касается трактовки первого слова в этом словосочетании. Считается, что понятие “хатха” состоит из двух частей: “ха” и “тха”, обозначающих соответственно горячий солнечный и холодный лунный потоки жизненной энергии и сознания. Эти слоги больше, чем просто названия. Они представляют собой биджа- мантры (переводится как семя-звук) указанных потоков, то есть вокальные формы их самовыражения, подобно тому, как гром является звуковым самовыражением молнии.

Равновесие ха- и тха-потоков считается искомым, так как обеспечивает достижение высшего состояния хатха-йоги: понимания и принятия двойственной природы мира.

Описанные терминологические рамки приняты многими известными и влиятельными авторами. Среди них Б.К.С. Айенгар, С. Есудиан, А.В. Лаппа и др. Однако существует и пряио противоположная позиция, по которой ха-лунный, а тха-солнечный потоки. И эта трактовка восходит к другим столь же авторитетным и влиятельным учителям йогического искусства на Востоке и Западе. Об этом говорят, например, Т.К.В. Десикачар (Дешикачар), Андрэ ван Лисбет и др.

Как понимать альтернативную противоположность в трактовке базового понятия хатха-йоги? На мой взгляд заслуживают внимания следующие три гипотезы.

  1. Банальные ошибки. Например, небрежности авторов, погрешности переводов и т.д. Однако регулярная повторяемость обоих вариантов в разных источниках делает эту гипотезу наименее вероятной в сравнении с двумя другими.
  2. Часть базовых сведений утрачена. И это та часть метайогических моделей, которая прежде была общим источником, питавшим разные школы и стили. Сюда же примыкают предположения о возможных клановых секретах. Но, в конечном итоге, для нас не важна причина, по которой часть базовых сведений недоступна, важен сам факт их недоступности или утраты.
  3. Модели хатха-йоги содержат избыточную информацию, которая вносит бессодержательный мифический контекст в базовый технологический алгоритм. Ситуация здесь может оказаться примерно такой же, как если бы мы серьезно считались с тем, что Баба Яга Костяная Нога руководит расписанием движения самолетов. Возникает естественный вопрос: как отделить необходимую информацию от избыточной и, вообще, возможно ли это?

Наконец, следует подчеркнуть, что противоречивость в самоназвании техник хатха-йоги не является исключительной для текстов и учебников разных школ. Существенные качественные разногласия возникают при описании, например, функций и расположения каналов, чакр, кундалини-шакти и некоторых важных технических действий.

Таким образом, детальный анализ метайогических моделей, техник и отдаленных последствий оказывается просто неизбежным, если допустить, что хатха-йога обладает не только физкультурным потенциалом и попытаться реализовать этот потенциал обоснованным и безопасным способом. И актуальных вопросов здесь пока больше, чем ответов на них.

И каждый надежный ответ будет иметь огромное значение, так как позволит сдвигать баланс от загадочных перспектив духовного роста в сторону реальности феномена духа.

6.Теория: актуальные вопросы.

Соматический аспект. Является ли йога путем к здоровью, или здоровье - это путь к йоге? Как объяснить почти мистическое свойство группового йогического тренинга, из-за которого происходит копирование энергетической структуры тренера в членах его группы? Копирование до мелочей, например, с повторением учениками травм учителя. Какова должна быть стратегия занятий, исключающая негативное влияние этого свойства?

Психический аспект. Является ли психическое здоровье необходимым условием самоисследования и самоизменения на пути хатха-йоги? Какие уровни нарушенности несовместимы с йогой? Или по-другому: насколько Адам был психически здоров в момент своего рождения? Каким должен быть формат взаимоотношений в йогическом тренинге? Каким должно быть соотношение телесных и вербальных техник?

Стратегический аспект. Каковы позитивные и негативные стороны, а также отдаленные последствия каждой из восьми ступеней аштанга-йоги Патанджа- ли? В чем специфическое отличие Восточной и Российской личности, и должно ли оно учитываться в стратегии йогического тренинга? Как соотносятся высшие ступени йогического искусства (пратьяхара, дхьяна, дхарана, самадхи) с защитными механизмами эго, а также с пренатальными, натальными и постнатальными психическими процессами?

Конечно, задавать такие вопросы всегда легче, чем отвечать на них. И я привел их только для того, чтобы показать масштабность предстоящих задач.

Сегодня, например, уже понятны причины нескольких психологических осложнений:

  • ортодоксальный перенос классическихйогических концепций в Российскую действительность провоцирует шизоидное расщепление личности;
  • постоянная эмпатическая готовность тренеров, основанная на развитии способности к вегетативной идентификации по В. Райху, может усиливать в них параноидальные черты;
  • вера участников групп в чудодейственность йоги, эксплуатирующая интроективные способности, и возможные разочарования от встречи с трудностями реального тренинга усиливает депрессивные тенденции;
  • та же вера в сочетании с фанатичностью и пренебрежением к чувствам развивает маниакальные наклонности личности;
  • наиболее важные исследования должны лежать в междисциплинарной области; исследователю необходима одинаково хорошая подготовка как в хатха-йоге, так и в глубинной психологии.

7.Практика:сколько известно йог?

Основным источником, систематизирующим базовые принципы йоги, считается “йога-сутры” Патан- джали (3-4 в. до н.э.). Он сформулировал концепцию в виде восьми ступеней. Теперь она обычно называется аштанга-йога Патанджали (ашта - восемь, анга - часть). Любую конкретную йогу, как Путь самоисследования и самоизменения, часто соотносят с аштан- га-йогой. Н.К. Рерих отмечал, что существует 1000 разных йог. Ю.Л. Каптен перечислил 29 из них: карма-йога, крама-йога, крийя-йога, кунта-йога, кунда- лини-йога, мантра-йога, янтра-йога, хатха-йога, раджа-йога и так далее еще 20 названий (см. Ю.Л. Каптен, Основные медитации., - С-Пб: Андреев и сыновья, 1991, с. 88-90).

8.Практика:сколько известно хатха-йог?

Самые популярные направления хатха-йоги восходят к имени Тирумалаи Кришнамачарьи (1888- 1989) из Майсура в Южной Индии и были разработаны его учениками: Вини-Йога - сыном Кришнамачарьи Т.К.В. Дешикачаром (род. 1938г.), Аштанга-Виньяса Йога Шри К. Паттабхи Джойсом (род. 1915г.), Айенгар-Йога - Б.К.С. Айенгаром (род. 1916г.)

Наиболее популярные в России украинские стили также ассоциируют себя со школой Т. Кришнамачарьи: Йога-Дхара-Садхана или стиль А.В. Сидерского (род 1961); универсальная йога А.В. Лаппы (род. 1962).

В России почти не представлены такие стили, как Бикрам-йога, Крипалу-йога, Шивананда-йога, Трай- йога Кали Рэй, хотя эти стили достаточно эффективны.

Говорят, что в США популярна Роwer-уоgа, местная адаптация Аштанга-Виньяса-Йоги Паттабхи Джойса.

Известны также несколько очень упрощенных вариантов хатха-йоги, еще более адаптированных для Запада: сахаджа-йога (упрощенная йога), стретчинг, калланетика, фитнес-йога и др. Потребуетеся димому, не одна жизнь, чтобы добиться на их пути такой физической формы, какая появляется, например, в аштанга-виньяса-йоге за один-два года. О психических изменениях и говорить не стоит.

9.Практика: уровни сложности.

Известны две классификации уровней сложности асан. Первую из них ввел Шри Т. Кришнамачарья по 4 уровням ограничений подвижности (см. А. Лаппа, Йога. Традиции единения. - К., Janus Воокз, 1999)/

1 уровень подвижности - ограничения подвижности обусловлены укороченными мышцами. Это мышечный уровень ограничений, самый болезненный.

2 уровень - связочный. Ограничения подвижности вызваны недостаточной эластичностью связок. Здесь придется встретить основные последствия предыдущих травм и дефектов развития.

3 уровень - суставной. Ограничения подвижности связаны с несовершенствами суставных сумок и искажениями формы суставных поверхностей костей, которые в обычной жизни никак не проявляются. Не очень болезненный, но очень опасный уровень при некорректном тренинге.

4 уровень - пустотный. Ограничения пустотой или здравым смыслом. Это специальный тренининг для цирковых артистов, трюкачей типа Г. Гудини и спецназа. Как и любой эксцесс, подобный тренинг предельно опасен и выходит за рамки общедоступной практики.

Другую классификацию, основанную на личном опыте, предложил известный мастер Б.К.С. Айенгар, который в своей книге ранжировал 200 асан по 60 уровням интенсивности. Например, поза лотоса имеет 4 уровень, стойка на руках -10, стойка на голове с лотосовым крестом - 6, а продольный шпагат - 36.

Конечно, конкретная классификация любой асаны очень условна, так как полностью игнорирует индивидуальные особенности среднего практикующего и принимает во внимание индивидуальные особенности только Б.К.С. Айенгара. В этом смысле классификация Кришнамачарьи более объективна, но и более груба.

10.Практика: условные обозначения.

Последовательности асан записываются в виде специальных графических схем с очень условными изображениями человеческого тела, которое тем не менее точно и полностью передает требуемую форму. Этот способ записи был разработан в спортивной гимнастике. В йогическом варианте добавлены указания о дыхании и количестве повторений.

Приняты следующие условности изображения:

  • Правые рука и нога помечаются, если надо, точкой.
  • Разрывы в изображениях рук или ног обозначают то, что впереди или позади.
  • Индескы “П” и “Л” обозначают правый или левый односторонние, то есть несимметричные, варианты и ставятся только в обозначениях подсетов, так как полный сет должен быть сбалансированным.
  • ! - опасный элемент, например 48! - поза 48 опасна при неточном исполнении.
  • S(!) - сет (или виньяса) содержит опасные элементы.
  • S1(3) - сет номер один с уровнем сложности по Кришнамачарье 3.
  • t = 2x15 мин - ориентировочное время исполнения: два раза по 15 мин; два раза так как выполняется сначала правый, а затем левый вариант, (или наоборот).
  • Цифры или числа в скобках после санкритского названия асаны обозначают уровень интенсивности по Б.К.С. Айенгару при точном исполнении.

Внимание!

Текстовые пояснения к сету S1(3): "Собачьи лунные круги” будут даны в следующей статье “Асана 4...”

Обращу внимание, что эта последовательность включает опасные элементы, за исполнение которых полную ответственность несет практикующий. Как и всегда в жизни.