В первую очередь я хочу восстановить справедливость в отношении авторов фотографий, которые пока не были названы. Выражаю свою глубокую благодарность Э. Диканской, Ю. Дорохину, Ю. Карнаушенко и, особенно, И. Никольской, подготовившей фотографии, в частности, к этой и предыдущей публикациям.

Теперь вернемся к теме статьи.

Мы подойдем к анализу целеустремленности с трех разных позиций. И сначала разберем сами эти позиции, а лишь затем синтезируем их в описании нескольких видов характеров, типичных как для йогических групп, так и для их тренеров.

1.О целеустремленности вообще.

Сама по себе целеустремленность не относится к чертам характера в его современном понимании. Она представляет собой стратегию действий для успешного достижения желаемого результата, и ее могут использовать люди с совершенно разными характерами.

Другими типичными стратегиями действий оказываются, например:

  • избегание - уклонение - контроль,
  • игнорирование - соглашение - подавление,
  • обучение - убеждение - подчинение,
  • заигрывание - соблазнение - принуждение.

Целеустремленность приобретает статус черты характера, если именно ей отдается предпочтение, в сравнении с другими стратегиями действий.

С позиции христианской метафизики наша целеустремленность берет свое начало от наказания Адама при изгнании из рая: “в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься” (Быт. 3.19).

В этих словах Библии прослеживаются разные, но связанные друг с другом смыслы и психические содержания. Здесь и личный интерес в выборе цели, требующий забвения искренности и сострадания; и навязывание миру своей воли, мотивированное стремление к самоутверждению и самоподтверждению ; и игнорирование чувственности, приводящее нас к разделению тела и мысли, бытия и психики; и стремление к удаче в достижении своих целей, опирающееся на агическое, а не мистическое миропонимание и т.д.

Целеустремленность возникает из предположения о детерминированности мира и причинно-следственной алгоритмичности жизни не только внешней, физической, но и внутренней, психической. Парадокс состоит в том, что наша научно-обоснованная вера в логическую объяснимость мироздания действительно изгоняет из нашей жизни непредсказуемый метафизический аспект, делая нас неспособными воспринимать духовные измерения происходящих событий. Попробуйте, например, объяснить слепому от рождения, чем отличается синий цвет от зеленого. Даже если научить его отличать цвета, то это будет лишь имитация реального зрительного восприятия, а не само восприятие. А что произойдет, когда этот слепой сам начнет учить других от­личать синий цвет от зеленого?

Наконец, внутри самой целеустремленности можно выделить разные подходы в движении к цели. Вот наиболее очевидные из них:

Активная стратегия: прямое движение к намеченной цели. В мягких формах оно встречается, например, в принципиальности, стоицизме, страстной любви, профессионализме, экстренной медицине, игре в шахматы по правилам и т.д. На другом конце этого континуума находятся фанатизм, маниакальность, достижение цели любой ценой шагание по головам и т.д.

Пассивная стратегия: поджидание, заманивание, подсиживание, провоцирование. В социально-приемлемых вариантах эти проявления находят свое отражение в терпимости, романтической влюбленности, смирении, профилактической медицине, психотерапии, особенно в психоанализе, игре в шашки по правилам. Противоположная часть этого спектра наполняется интригами, предательством в частных, публичных и общественных масштабах.

Ложные и лживые стратегии: навязывание или стремление к ложным целям, манипулирование обстоятельствами и людьми. На законной полуоси этой последовательности находятся, например, вера, что человек всегда сам творец своего счастья, европейские физкультура и спорт, особенно игровые виды, йога-спорт, фитнес и т.д., а так же все невротические формы пове­дения. Однако противоположная, незаконная, полуось этого вида представлена в обществе значительно шире: любовь по договоренности и брак по расчету, игра в шахматы по О. Бендеру, а в шашки по Ноздреву, АО “МММ” и ГКО, а также другие финансовые пирамиды, публичная политика, реклама, избирательные компании, особенно удачные и т.д.

Заканчивая этот пункт, отметим, что разные стратегии целеустремленности опираются на разную телесную экспрессию могут, формировать разные биоэнергетические и телесные структуры, качественно отличающиеся друг от друга. Далее будут описаны несколько целеустремленных характеров и их конституциональные особенности.

2.Полярности, противоположности, дополнительности.

В настоящем пункте я хочу рассмотреть специфический йогический критерий корректности индивидуальной практики. Потребуется небольшое усилие.

Предположим, что мы следим только за одним параметром своего сотояния, скажем, за температурой. Она может изменятся от одной крайности: 35 С - упадок сил, до другой: 41 С - судороги всех мышц. Полярные колебания температуры от одной противоположности к другой свидетельствуют о болезни. Стабильный баланс противоположностей около 36,5 С - об устойчивом здоровье.

Таким образом, полярности типа противоположностей всегда относятся к одному и тому же параметру и не могут присутствовать одновременно. Усиление противоположностей приводит к усилению конфликтов, телексных и психических, а ослабление - к их сглаживанию и преодолению. Типичными противоположностями являются, например, такие пары, как аккуратность - неряш­ливость, скрытность - демонстративность, садизм - мазохизм, любовь - ненависть, энергичность - депрессивность, сознательное - бессознательное, усиление - подавление и др. Можете ли Вы продолжить этот список из своего личного опыта ?

Содержательность и объяснительная сила наших метафизических моделей значительно возрастают при переходе от одномерных противоположностей к дихотомии дополнительностей. Дополнительности - это такие полярности , которые относятся к разным, но взаимосвязанным параметрам и могут присутствовать одновременно. Типичными и важными для нас парами допол­нительностей оказываются любовь - справедливость, сердечность - юридичность, процесс - структура, мужское - женское, целеустремленность - принятие, свобода - импульсивность, инь - ян, Шива - Шакти, энергия - характер, манас - прана, ха - тха. Здоровье и творческая активность основаны на усилении именно дополнительностей. а не противоположностей.

Непреходящее значение имеет принцип трансценденции через баланс дополнительностей, лежащих в основе хатха - йоги. Европейская мысль смогла найти его только в физическом микромире: процесс аннигиляции частиц и античастиц и обратный процесс их рождения из локальной энергетической флуктуации. Считается. что именно баланс двух дополняющих друг друга потоков манас - шакти и прана - шакти открывает возможность внутренней трансформации через пробуждение кундапини - шакти в духовной инициации.

Таким образом, корректная индивидуальная программа телесно-ориентированного психотренинга на основе телесного искусства Асаны должна включать три следующих пункта:

  1. выявление и ослабление противоположностей;
  2. анализ и усиление дополнительностей;
  3. обретение пути трансценденции личности.

Базовый принцип и механизм телесного искусства Асаны, описанные в предыдущих статьях (см. Ветер N° 7 и 8), фиксируют достигнутый на сегодняшний день уровень понимания составных частей такой программы. Первые два пункта направлены на усиление интегрирующей функции еgо за счет преодоления его раздробленности внутренними конфликтами. Все без исключения духовные традиции уделяют этому главное внимание. Лишь в результате удачного прохождения соответствующих ступеней этапа интеграции едо, которые и отличают друг от друга разные национальные духовные тарди- ции, человек сам открывает свой путь духовной трансформации. Специфика, а не простота, телесного искусства Асаны состоит в том, что воздействие на психику осуществляется через тело (см. Асана 2., Ветер № 7, 2003).

Известен ли критерий сильного еgо, преодолевшего свои внутренние конфликты? Да , известен: “Современные психоаналитики, например, Мitchell (1993) считают, что существует признак, который свидетельствует о сильном еgо, - это способность испытывать нормальное чувство радости. Речь идет не об искусственном продуцируемом, “деланном” в игровом ролевом поведении, а о реальном чувстве радости, которое совсем не обязательно перед кем - то демонстрировать. “ (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия. - Новосибирск; Изд. НГПУ, 2003, с 36).

3.Йога и касты.

Йога и кастовая система представляю собой два удивительных изобретения индийской культуры. Не раз уже отмечалось, что распад самой индийской культуры загадочно синхроничен распаду кастовой структуры общества (см. А.Бэшем, Чудо, которым была Индия. - М., Изд-во “Восточная литература” РАН, 2000). На мой взгляд, йога и касты оказываются до­полнительными понятиями для индийского мироощущения. По этой причине они неизбежно присутствуют и в любых наших заимствованиях из индийской культуры. Например, оборотной стороной российской йоги оказывается ее кастовая структура, которая, в частности, проясняет непримиримую борьбу разных школ... Хотя для объединения реальных предпосылок гораздо больше, чем для борьбы.

Какова же кастовая иерархия российской йоги?

4.Брама - йога.

Из соблюдения исторической справедливости следует обратить внимание на то, что каст очень много, тысячи. Но все они объединены в несколько крупных групп, которые называются варнами. Сегодня кастами называют то, что раньше называлось варнами.

Брамины или брахманы - это варна священников, которым предназначено читать Веды (священные тексты ), писать Шатры (комментарии к Ведам, наставления и другие авторитетные тексты) и трактовать Дхарму(доля, предназначение, миссия). Из современников к ним относятся такие Учителя, как Шри Кришнамачарья, Паттабхи Джойс, Б.К.С. Айенгар, которые своей мудростъю подтвердили свое высокое происхождение.

В российской публичной йогической тусовке брамины и брама - йога не представлены, на сколько мне известно. Но это не значит, что их совсем нет. Они отмалчиваются, так как знают, что, если высунуться, то до самой смерти будут ходить здесь в париях (изгои, ниже неприкасаемых, преступники; наиболее известными изгоями являются цыгане ). Как оно и всегда было на Руси.

Брамины не используют никакой стратегии целеустремленности. Она им не нужна. Они служат проводниками для высшего присутствия в нашем мире. В жизни совершенно невыносимы для окружающих (подробнее см. Гугенбюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. - СПБ.: Б.К.С., 1997).

5.Кшатрий-йога.

Кшатрии - варна воинов. Наиболее известными кшатриями остаются Гутама Будда и Махавира, основатель джайнизма , одной из 4 современных религий Индии.

В отечественной русскоязычной йоге мне известен только один кшатрий . Его техники представляются многим самыми глубокими среди других разработок.

Кшатрии всегда в жизни ведут борьбу за существование и пользуются любыми стратегиями для достижения своей цели. Они предпочитают активность в одиночестве , не очень стремясь вступать в межличностные отношения, хотя контактов с другими может быть много, редко выражают внешне сильные эмоции (радость, злость), индифферентны к внешним оценкам их дея­тельности и критике, ценят и защищают свою внутреннюю жизнь, способны на очень тонкие чувства и сверхчувственное восприятие. Ореол таинственности, неизбежно сопровождающий кшатрия, часто окружается слухами, сплетнями, доносами и другими проекциями личных страхов его знакомых и коллег (Короленко, Дмитриева 2003, с 356-357).

Удачливые кшатрии телесно выглядят очень гармонично, грациозно и красиво. Неудачливые, наоборот, - совершенно дисгармонично из-за глубокой внутренней некоординированности движений.

6.Вайшья-йога.

Вайшьи (вайшии) - варна купцов, торговцев, ремесленников, ростовщиков и, вообще деловых людей. Вайшьей был Вималананда, горой книги Р. Свободы.

К сожалению, в нашей реальности вайшьи и вайшья - йога столь же редки, как и кшатрии. Мало тех, кто смог организовать масштабное коммерчески прибыльное йогическое предприятие. В основном, - только претензии и мыльные пузыри.

В жизни вайшьи решают проблему автономии и предпочитают активную стратегию целеустремленности. Они открыты и демократичны в лучших смыслах этих качеств. По этим причинам они могут попадать в трудные положения, когда их противники или коллеги пользуются другими стратегиями достижения цели.

Целеустремленность вайшьи обычно проявляется в сочетании с серьезностью , обязательностью, упрямством, пунктуальностью, чистоплотностью или демонстративной неопрятностью. Такие люди часто ведут себя подчеркнуто независимо, склонны к морализаторству, рационализму, обладают высокой степенью энергетичности, поддерживающей их часто продуктивную трудоспособность. Они имеют или считают, что имеют , некий скрытый внутренний дефект, который побуждает их к специфической активности , отражающей их внутреннюю борьбу с ним. Часто эта борьба имеет оттенок самонаказания и рельефно проявляется в процессе реального телесного тренинга (Короленко, Дмитриева, 2003, с 412 - 419).

Конституционально такие люди наделены ригидной спиной, жестким позвоночником и мощной мускулатурой. Как правило, в общие группы хатха - йоги приходят социально - успешные представители этой группы людей, которые осознали недостатки жизни с жесткой спиной и хотят найти недостающую гибкость тела с присущей им целеустремленностью. Их девиз может зву­чать, примерно так: “Я добьюсь гибкости тела во что бы то ни стало, и несмотря на...’’ и далее стоит название конкретной жертвы, которая и будет определять возможные масштабы и локализацию разрушений или потерь, если их вовремя не остановить. Первым пострадают поясница и шея, так как целеустремленность игнорирует чувства, без которых невозможно осознание своих действий и их последствий. Конечно, у всех нас характеры разные, а позвоночники одинаковые, с одинаковыми для всех слабыми местами. Но пытаться устранять индивидуальные проблемы по единому для всех рецепту - это, примерно, так же, как лечить близорукость и дальнозоркость одними очками, розовыми очками.

Пунктуальная вербализация чувств, исследование и реконструкция психических смыслов банальных на первый взгляд мышечных блоков поясницы и шеи открывает совсем не банальные ресурсы для обретения здоровой гибкости тела. Ее невозможно добиться на пути целеустремленности, телесным воплощением которой оказывается жесткий позвоночник и мощная муску­латура. Гибкая спина телесно отражает дополнительные к целеустремленности качества, основанные на алогичной и нерациональной интуитивности, загадочной внутренней грации движений и действий, умения отдаться потоку жизни, доверяясь другим людям, а не капитулируя перед ними, плыть по течению, на заботясь о последствиях, быть здесь и сейчас.

Внутреннее и потому бессознательное отношение к паре гибкость - жесткость как к противоположностям, из которых одна более ценная, чем другая, - яркий пример ложных и потому опасных представлений. Невозможно найти рецепт для избавления от жесткой спины в рамках психических позиций целеустремленности. Но вполне реально открыть в себе новые измерения своей личности, позиции которых органично выразит грациозная гибкость. Очень важно понять и принять, что жесткость и гибкость не являются противоположностями в нашем теле. Это две равноправные ценности, одинаково важные и дополняющие друг друга в естественной гармонии тела и жизни.

Такова реальная цена путаницы противоположностей и дополнительностей в характере вайшьи.

7.Шудра - йога.

Шудры - это варна ремесленников, крестьян, неприкасаемых. Говорят, что в Индии некоторые цари были шудрами по происхождению (Бэшем, 2000).

Млеччхи - это название самой низшей касты неприкасаемых шудр, к которой относят всех иностранцев.

Кхара - осел, а также обращение к некоторым млеччхам из иностранцев.

Не стоит обольщаться и забывать, что вся наша йога, особенно в вариантах ортодоксального переноса, с позиции индуса - это млеччха - йога в лучшем случае и кхара - йога - в остальных случаях. И не удивительно, что все удачные неиндийские мастера в свое время нашли свой путь и, так или иначе, дистанцировались от индийской традиции.

С прискорбием приходится признать правоту индусов, так как большинство нашей йоги - это действительно шудра - йога и нередко - во втором варианте.

Шудры выглядят энергично, сексуально привлекательны, фанатично следуют к выбранным целям. Но к сожалению, список их отрицательных свойств намного длиннее. Они захвачены чувством грандиозности своего “я” и фантазиями неограниченного успеха, верят в собственную избранность и требуют от других восхищения. Они полностью лишены чувства эмпатии и им неведомо сострадание. Зависть к достижениям других сочетается с вызывающим и даже наглым поведением. Они неблагодарны и никогда не раскаиваются в содеянном. Их личность пронизывает только чувство стыда и никогда не испытывает вины. Часто их поведение самодеструктивно, они легко становятся генераторами фанатичных идей и оказываются во главе религиозных сект. Из-за высокой степени активности по поддержанию своего имиджа они могут производить впечатление харизматических лидеров (Короленко, Дмитриева, 2003, с 376-411).

Шудры предпочитают пользоваться ложными или лживыми стратегиями целеустремленности, но не сознательно. Из всех человеческих взаимоотношений им доступна только манипуляция. По жизни шудрам суждено решать экзистенциальную проблему: казаться или быть. Как правило, они делают выбор в пользу имиджа и предпочитают казаться, а не быть. Шудра, отказавшийся от своего имиджа в пользу бытийности , - уже не шудра. Классический вариант такой метаморфозы показал Ф.М.Достоевский : ‘‘Кто я? Тварь дрожащая или право имею?” Р.Раскольников начинал с этого вопроса..,..

Часто шудры любят говорить, или точнее, резать правду - матку. Но это всегда происходит за глаза и никогда - в глаза. При ближайшем рассмотрении оказывается, что они не то чтобы режут, а аккуратно нарезают правду в строгом соответствии с пользой для своего имиджа. Из них выходят лучшие авторы желтой прессы.

При встрече с таким человеком сначала думаешь, что перед тобой настоящий вулкан, но потом понимаешь, что это всего лишь картина. А его харизма - это всего лишь кхаризма.

Конституционально такие люди отличаются диспропорциональностью в развитии нижней и верхней частей тела. Развитый, или , как говорят , проработанный низ (поясница, живот, таз, ноги) контрастирует с недоразвитой грудной клеткой. Феноменальная гибкость суставов отражает их феноменальные адаптационные способности, которые полностью тратятся только на поддержание имиджа и совсем оторваны от реальных целей. В результате, они могут быть физически очень больными людьми с частыми и глубокими гармональными нарушениями.

У меня не вызывает оптимизма перспектива эволюции йога - группы, руководимой шудра - йогом. Нет такого шудры, который бы не мечтал или не мнил себя кшатрием. Но что бы он ни делал, везде видны длинные уши его имиджа. И реальный выход здесь только один - отказаться от своего имиджа. Р.Раскольников смог.

В следующей статье: “Асана 5 . Практика Асаны” будут представлены базовые комплексы практики асан.