Концептуальные аспекты телесного искусства Асаны относительно полно, как я надеюсь, представлены в предыдущих статьях (Ветер, № 6-9).Теперь самое время посмотреть, как они воплощаются практически. Но здесь есть одна деталь - ваш собственный практический опыт. Если он есть, то все в порядке, и мы сможем понять друг друга. А если нет, то наш разговор будет очень сильно напоминать обсуждение вкуса фейхуа Василием Ивановичем и Петькой...

Предположим, что все в порядке и опыт есть. Или, по крайней мере, есть желание его получить.

В реальной практике любого любителя или профессионала йогической практики можно проследить не менее пяти уровней психосоматической организации его занятий. Эти пять уровней выделяются для характеристики телесного ( соматического ), душевного ( психического ) и духовного (метафизического) аспектов практики Асаны.

А. Телесный аспект практики образует внешний стиль организации йогических занятий. Он направлен на решение внешних задач, возникающих из идеи самосовершенствования. Типичные вопросы к тренеру о телесных аспектах касаются имиджа и могут иметь смысл или даже звучат буквально так:

Какой я? Как я выгляжу? Как я двигаюсь?
Каким я хочу ( должен, собираюсь ) быть?
Что мне надо сделать, чтобы достичь своей цели?

Представление человека об улучшении его имиджа признается важным фактором стабильного самоуважения и наоборот - ухудшение имиджа создаст базу для развития представлений о собственной неполноценности. Очевидно, что идея самосовершенствования всегда связана со своей противоположностью - с идеей о неполноценности. Если нет внутреннего ощущения неполноценности, то и не надо совершенствоваться. Также очевидно, что все коммерческие спорт-клубы эксплуатируют, поддерживают и рекламируют эту пару противоположностей как наиболее укорененную в обществе и востребованную им.

В телесном аспекте практики можно выделить два следующих уровня.

1. Технический уровень или общефизическая подготовка практикующего: какие положения тела доступны практикующему, какие хочется достичь? Какие движения доступны и какие хочется научиться делать? и так далее. Технический уровень практики оценивается по уровню сложности доступных асан, который уже обсуждался в предыдущей статье ( Ветер, № 8 ).

По моему мнению, естественный предел в развитии и поддержании технических возможностей тела для среднего последователя телесного искусства Асаны достигается при выполнении: полного лотосового креста ( баддха падма асана ), замкнутого скорпиона в стойке на руках ( урдхва врищчик асана ) и выхода в стойку на руках из мостика ( чакра асана ) или аналогичных по универсальной сложности асан. Дальнейшее усложнение имеет смысл, если преследуются специальные цели и есть генетическая предрасположенность.

Мой личный и тренерский опыт позволяют мне уверенно утверждать, что подавляющее большинство современных мужчин и женщин до 45 - 50 лет могут при желании достичь указанного предела за 5 - 7 лет корректной практики. Но, конечно, придется потрудиться.

2. Методический уровень определяется пониманием и владением методик улучшения технического уровня на основе известных или оригинальных йогических гимнастик: понимание техники правильного исполнения внешних форм асан, крий ( вход в асану, удержание асаны, выход из асаны ) и их последовательностей в корректном тренинге; терапевтические эффекты и возможные осложнения, правила безопасности; сильные и слабые стороны классических стилей хатха - йоги ( Ветер, № 8 ).

По моему мнению, естественный предел методического уровня возникает из умения перевести любую форму тела в любую другую форму кратчайшим путем и безопасно. Вообще, знание принципов безопасности и умение ее обеспечить в индивидуальном или групповом тренинге является главным критерием овладения методическим уровнем и показателем квалифицированности тренера вне зависимость от того, какой конкретный стиль хатха - йоги реально практикуется.

Отметим, что большинство публикаций по темам хатха-йоги относится именно к методическому уровню.

В. Психический аспект практики формируется внутренним стилем тренинга. Он возникает как попытка самостоятельного преодоления внутреннего дискомфорта, напряжения или кризиса, которые по своей сути оказываются экзистенциальными. Типичные вопросы практикующего могут звучать, примерно или даже буквально, так:

Кто я? Где я? Что со мной происходит?
Кто меня окружает?...
Кем я хочу быть? Где я хочу быть?
С кем я хочу быть?...
Как попасть туда? Как стать таким?...
Как узнать, что я стал тем, кем хочу стать?...

По моим наблюдениям, общая, наиболее глубокая и неосознаваемая мотивация занятий йогой носит именно экзистенциальный характер. Она связывается практикующими с восстановлением или обретением внутреннего контакта, а точнее - центрированием, со своей истинной космической сущностью, утраченным в повседневной жизни. Человек чувствует ( или даже осознает ), что его жизнь идет как - то не так из - за того, что он потерял связь с самим собой и хочет вновь вернуться к чувству “я - это я “. Конечно, в процессе решения этой задачи каждый ведет себя по-своему, в соответствии со своим характером и внешне заявляет какие-то свои осознаваемые мотивации. Но глубинная мотивация все-таки общая у всех людей, практикующих хатха-йогу.

Типичной является ситуация, когда открыто заявляется проблема здоровья. Человек начинает заниматься в группе, чувствует положительный эффект и признает его, хотя реально заявленная проблема не решается, а иногда даже обостряется. Разумеется, общее самочувствие улучшается из - за интенсивной двигательной активности, но основной эффект состоит в преодолении или ослаблении экзистенциального напряжения или кризиса. Заметим, что одна из главных задач классического йогического тренинга также состоит в том, чтобы помочь людям вернуться к чувству “я - это я”, и, если удастся, расширить его телесную и психическую базу. Вторая и третья сутры Патанджали так описывают этот феномен:

“Йога есть устранение неконтролируемых блужданий сознания.

Тогда Зрящий в своей сущности остается”. (Журавлев И., Воробьев А., Йога № 0, 2003, с. 3 - 6)

Попутно анонсируется и достижение терапевтического эффекта, который связывается с расширением этой базы, равно как обратные эффекты объяснялись ее сужением. У меня вызывает восхищение фрейдовская формула: “ Где было id, там станет еgо“, которая полностью воспроизводит, в частности, психологический критерий корректного йогического тренинга.

Можно предположить, что рост популярности йоги среди всех слоев населения является ответом на успешное внедрение государством манипулятивных РВ - методов. По сути, такие методы воспроизводят в социальном масштабе механизмы проективной идентификации, когда человеку приписывается определенная роль и его заставляют ее играть. Не все из нас согласны играть роли, которые навязывает нам государство и его чиновники, но в стабильном и успешном обществе каждый должен найти себе комфортную нишу, сохраняющую или восстанавливающую его личное достоинство. Для некоторых такой нишей оказываются телесные практики хатха-йоги.

Психический аспект практики Асаны также, по моим представлениям, имеет не менее двух уровней.

3.Осознанность. Лучшая статья по поводу осознанности, на мой взгляд, была написана Роном Курцем в его книге “Телесно-ориентированная терапия. Метод Хакоми. Целостное применение осознанности, ненасилия и тела” 1990 (рус. Перевод Д. А. Ивах- ненко, 2002 ), из которой я хочу привести две обширные цитаты, которые полностью раскрывают эту тему.

“Осознанность - это одновременно и принцип, и состояние сознания. Как принцип, это часть медитативных и созерцательных традиций. Для меня особенно важен буддизм. Как позиция, которой придерживается терапевт, осознанность означает предпочитать путь сознания. Ее кредо - выделять время на то, чтобы просто исследовать переживание, прежде чем что - то с ним делать. Дж. П. Морган как-то сказал: “При прочих равных условиях, я предпочитаю того человека, который пробует пищу, прежде чем ее солить". С этого начинается осознанность, когда предпочитаешь пробовать, прежде чем делать, предпочитаешь сознательно отслеживать то, как тебя что - то волнует и трогает, как организуешь свое переживание. Осознанность - это часть той традиции, в которой признается реальность сознания, как настолько же реального, или более реального, чем материя. В ней также признается ограниченность, открытость и чувствительность, и внутренней мудрости другого человека дается возможность произвести изменения с помощью осознания, а не усилия."

“Как состояние сознания, осознанность имеет следующие характеристики: она сосредоточена на текущем опыте, который традиционно называется содержанием сознания. Мы не можем осознавать прошлое, мы только знаем, что вспоминаем прошлое, потому что воспоминание происходит в настоящем. Путь к осознанности - это сосредоточенное на настоящем внимание. Осознанность “ преднамеренно пассивна". Мы преднамеренно решаем наблюдать текущее переживание, не вмешиваясь в него. Такое восприимчивое отношение, даже если его проявлять лишь по нескольку секунд, может приносить щедрые озарения. Наконец, во время осознанности внимание в основном обращено внутрь. Однако мы можем позволить внешним воздействиям участвовать в текущем переживании, которое мы отслеживаем. Когда мы умышленно делаем это в ходе терапии, мы делаем это для того, чтобы вызывать переживания, которые потом можно проработать. Мы надеемся, что, внеся эти переживания в сознание, мы сможем каким - то образом выйти за их границы, познать их, завершить их и пойти дальше."

Вряд ли можно сказать лучше, точнее или полнее, чем это сделал Рон Курц. Остается лишь отметить, что Т. К. В. Десикачар с своем переводе йога - сутр Патанджали по существу определил состояние йоги как состояние осознанности: “Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь".

Осознанность - это путь к свободе.

4. Терапевтический уровень характеризуется осознанным выполнением трех условий практики Асаны:

  • растяжение позвоночника и (по возможности) всех периферических суставов;
  • непрерывное дыхание в течение всей практики, кроме специально оговариваемых ситуаций, с постоянным стремлением к увеличению дыхательного объема;
  • предельное расслабление всех мышц, неучаствующих в удержании формы асаны, и предельное напряжение мышц, формирующих асану (например, лицевые мышцы, как правило, не участвуют в формировании асаны и должны быть расслаблены).

Первое условие достаточно понятно тем, кто уже встречался с позвоночными болями, и его правильность не стоит проверять на практике. Психические содержания второго и третьего условий были специально описаны в статье “Асана 2...” (Ветер, № 7).

Начинающих практиков часто волнует вопрос о правильности исполнения асан: не повредят ли они себе из - за неточного или неправильного исполнения некоторых асан? Следует отдать себе отчет в том, что все положения, которые они выполняют, они делают неправильно. Например, у них нет еще тех мышц, за счет которых удерживают асаны более продвинутые практики. Однако навредят они себе или помогут, зависит не от этого, а от выполнения трех указанных базовых условий: растяжение - дыхание - расслабление.

И это путь к ненасилию.

Хотя бы по отношению к себе.

Важно понять, что достижение состояний, осуществляющих три базовых условия, возможно только осознанно. Но и полное осознавание, в свою очередь, достижимо лишь на базе этих условий. Например, ограничения в дыхании, возникающие из блочной структуру телесного я, или искажают восприятие эмоционального фона, или полностью исключают его, расщепляя и тело, и психику, и тело от психики ( Ветер, № 7 ). В свою очередь, блочная структура телесного я обладает устойчивостью, так как действует хронически и автоматически вне зависимости от того, что мы о ней думаем. Она действует в нас как независимый живой организм со своими защитными механизмами. А защиты очень сильны, поскольку не осознаются нами и действуют в пространствах И (Короленко, Дмитриева, 2003, с. 13 - 25 ). Мы не сможем распустить блочные защиты, на осознав их скрытый смысл и выгоду для нас. Именно эти наши качества выводят осознанность на первое место в корректной йогической практике, если рассматривать ее не только как йогическую физкультуру или йога - спорт, но и как телесноориентированный психотренинг преодоления границ блочных защит и восстановления целостности энергетической структуры всего нашего существа.

С. Метафизический аспект. Это самый интимный и глубокий аспект йогического искусства, связанный с внутренней интенцией человека на добро или зло, творчество или алчность, поиск истины или самоутверждение гордыни... Здесь не может быть никакой иерархии уровней, так как свою духовную интенцию мы обретаем еще во внутриутробном состоянии, а затем лишь реализуем ее в жизни.

Метафизическая направленность связана в нас с религиозным чувством, которое не имеет никакого отношения к обычным эмоциональным переживаниям. Иногда оно описывается как полностью другое переживание, океаническое чувство, чувство Святости, переживание Святости (Короленко, Дмитриева, 2003, с. 28 - 31 ).

Немногочисленные специальные исследования позволяют предположить, что океаническое чувство переживает желанный ребенок, зачатый в страстной любви, в утробе здоровой матери, в благоприятных условиях беременности. В других случаях религиозное чувство может иметь и другую окраску...

Современная психология и разные эзотерические доктрины связывают между собой или даже отождествляют религиозное чувство, творческий потенциал ( точнее, креативность ), суггестивные способности и сексуальность. Считается, сто в нашей духовности телесного не меньше, чем психического. Именно поэтому телесные практики являются обязательной составляющей многих национальных духовных традиций.

Глубокий анализ духовности и духовных путей в современном обществе не относится к числу популярных тем. Исследований в этой области очень мало. Но на общем разреженном фоне есть и примеры прекрасного анализа. Отметим важные для нашей темы книги И. Калинаускаса ( в частности, одна из последних называется : Игры, в которые играет “ я “, 2002 ), В. Лебедько ( Хроники русской саньясы, 2000 ), И. Михайлова ( Христианство и психоанализ: будущее одного конфликта, 2001 ).

Здесь я ограничусь лишь краткой констатацией отличия магического и мистического мироощущения. Оно возникает из разного отношения к личной воле. Маги утверждают, что у Бога, если он есть, нет других рук, кроме твоих, поэтому твоя воля является единственной и окончательной. Маги предпочитают путь знания и склоны попадаться в ловушки собственного невежества, если начинают относиться слишком серьезно к истинности своих познаний, добытых только на собственном опыте собственных са- моисследований. Мистики верят в Бога как в независимую и Высшую реальность. Они имеют личный опыт переживания этой реальности и ставят Ее волю выше любой другой: “не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22. 42 ). Мистики реализуют себя путем веры. Печально известны исторические примеры мракобесия и изуверств, возникавших и возникающих на почве фанатической трансформации веры.

На мой взгляд, знание и вера представляют собой дополнительные понятия. Они не должны исключать и могут усилить друг друга, четко отделяя сферы своих влияний в одином потоке жизни ( Ветер, № 9 ).

D. Взаимодействие трех аспектов. Три аспекта практики Асаны затрагивают три стороны единого человеческого существа. В нормальном состоянии коммуникации между ними свободные и достаточные для поддержания ощущения внутреннего единства. Однако если одна из сторон игнорируется, то две оставшиеся оказываются перегруженными неотреаги- рованной энергией взаимодействия вытесненной части. Эти два процесса принято изображать в виде треугольников, показанных на рисунках.

Рис.1. Нормальное состояние Человека-единого: энергообмены Е1, Е2, Е3 между тремя частями свободны и достаточно интенсивны.

Рис.2. Расщепленное состояние: психический аспект игнорируется, энергообмены Е2 и ЕЗ не отреагированы по назначению и перегружают несвойственными психическими содержаниями и конфликтами ( Е2 + ЕЗ ) коммуникацию двух признаваемых частей.

Второй рисунок показывает энергообмены в йогической практике, в которой психические аспекты игнорируются или мистифицируются. Именно такая структура энергообменов является благоприятной для развития психопатологии йоги, лишь слегка задетой в одной из предыдущих статей (Ветер, № 8 ).

Ситуация игнорирования психического аспекта практики типична для йогических групп и представляется мне наиболее опасной в смысле отдаленных негативных последствий. Дело вот в чем. В корректном йогическом тренинге обязательно увеличивается энергетический статус человека. Пропорционально увеличиваются и энергообмены Е1, Е2, ЕЗ. В результате этого увеличения неизбежно наступит момент, когда нам не хватит прочности оставшегося коммуникационного канала. Неприятности в нашей жизни неизбежны.

Именно поэтому тренер должен иметь достаточно глубокую психологическую подготовку, чтобы предотвратить конфликт или разрешить его. Соответственно этому и формат взаимоотношений в группе должен допускать психотерапевтические взаимодействия. Но об этом когда - нибудь в будущем...