Телесное искусство Асаны, как и другие современные виды телесно-ориентированного психотренинга, ассоциирующие себя с индийской хатха-йогой, широко пропагандируются и становятся очень модными. Почти каждый уважающий себя спортивный клуб стремится ввести группы по йоге. С опре­деленностью можно констатировать рост массового интереса к йоге, пик которого еще впереди.

Специфическая привлекательность йогических техник возникает из взаимодействия двух факторов. С одной стороны, это все еще сохранившаяся и не­сомненная направленность наших современников на духовное развитие, которую не могут ассимилировать традиционные институты современных церквей. С другой стороны, новейшая, но разветвленная поп- эзотерическая мифология йоги, зародившаяся еще в советские времена, имплантировала в общественное сознание соблазнительную идею о чудодейственности, предсказуемости и доступности ее духовных плодов, которые многими воспринимаются, как обязательный приз за само решение позаниматься йогой. Глубокий анализ обеих этих тем затронет чувствительные и даже болезненные струны нашего на­ционального характера, и пока еще впереди. Однако, в конечном счете, он столь же неизбежен, сколь и не всегда приятен, если мы хотим, чтобы за пиком интереса к йоге не последовали разочарование и скептическое отрицание этого великого искусства. Без него наша жизнь не станет ярче, а с ним - не станет проще, ведь оно не отвечает за наше отношение к нему.

О чем же эта статья? Она представляет авторские комментарии к нескольким известным идеям классиков хатха-йоги и глубинной психологии в основ­ном с позиций телесно-ориентированного подхода в психологии личности. В короткой публикации неизбежна тезисная схематичность изложения. Надеюсь, что мне удалось сохранить в классических идеях главное, не добавив к ним лишнего. Возможно, что некоторые из этих тезисов будут детализированы в последующих публикациях.

Классическая концепция в классическом изложении ярко и подробно представлена в трудах современных Мастеров Востока и Запада. Такие обще­признанные авторитеты, как Свами Шивананда, Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Вишну- Девананда, Дхирендра Брахмачари, Шри Т. Кришнамачарья, Б.К.С. Айенгар, Шри К. Поттабхи Джойс, Шри Т.К.В. Десикачар, Йоги Гупта, С. Есудиан, Э. Хейч, Шри Йогендра, Свами Муктибодхананда Сарасва- ти, А. Кроули, К.Г. Юнг, А. Сидерский, А. Лаппа, Ар Сантэм, Андрэ ван Лисбет, Н.Е. Своман дали развернутые картины своего мировоззрения. Они образуют добротную питательную среду для развития метафизических позиций нового поколения последователей хатха-йоги в нашей стране.

Важно отметить, что комментарии современных невосточных авторов, активно практикующих хатха-йогу, к традиционным и древним восточным психотехникам, помогают нам ориентироваться в непривычном мироощущении этих учений. И, что еще важно, по-новому взглянуть на наше собственное духовное наследие, открывая параллели в индийской йоге.

Убежден, что открытое обсуждение принципов и особенностей современных систем телесно-ориентированного психотренинга с разных точек зрения даст мощный импульс для их понимания и развития. И, наоборот, тенденциозность, таинственность, разыгрывание элитной недоступности и избранности замедлит этот процесс.

Справедливо отмечено А.В. Сидерским, что в области телесных практик принципиально невозможно придумать ничего нового. Здесь известно уже все: правильное и тупиковое, эффективное и щадящее, глубинное и однобокое...

И единственное, к чему имеет смысл стремиться при философском исследовании темы, - это точно изложить вечные истины современным языком, не возводя личные заблуждения в ранг таинственных откровений. В конечном итоге, тексты на подобные темы оцениваются не столько по относительной новизне и свежести идей, сколько по абсолютному количеству недопущенных ошибок, установленных прежними поколениями искателей вечных истин.

Надеюсь, что бережный, но скрупулезный анализ нашего общего наследия поможет обрести новые образы древних традиций, понятные в современной культуре. Смысл и внутренняя логика традиций вряд ли изменятся, однако формы их изложения должны гармонично соответствовать культуре каждого нового поколения.

И в этом наш долг перед прошлым.

Но может ли Современная культура осмыслить и вместить в себя достижения прошлого? Или что-то утрачивается навсегда?..

Именно в контексте поиска адекватной русской формы древней индийской традиции хатха-йоги приобретают смысл и значение труды современных русскоязычных авторов, таких, как Ар Лючис Пустота, Ар Сантэм, Л.М. Беленицкий, А. Бокатов, В.С. Бойко, В. Касьянов, А.В. Лаппа, Б. Сахаров, С. Сергеев, А.В. Сидерский, С. Сидорцев, Ю.Л. Твердохлебова, м. Ясочка. (а также и настоящий текст). И даже с учетом определенных результатов методиче­ских и метафизических исследований этих авторов, вряд ли кто-то будет серьезно утверждать, что современная форма хатха-йоги уже создана. В некоторых направлениях исследования пока еще и не начинались.

В чем же здесь источник сложностей и нерешенных проблем? Он указан еще К. Г. Юнгом в 1936 году в статье “Йога и Запад" (см., например, книгу “О психологии восточных религий и философий”, - М.: “Медиум”, 1994.) Он дал критику последствий ортодоксального переноса техник и философии йоги в культуры техногенной ориентации Западного типа. И она нисколько не потеряла в своей актуальности и глубине за прошедшее время. Скорее наоборот. Отмеченные Юнгом противоречия лишь обострились из-за сильного влияния новейшей поп- эзотерической мифологии йоги и моды на ее техники.

Отметим некоторые из этих противоречий:

1. На востоке новое практическое учение хатха-йоги гармонично продолжает древние теоретические, философские и метафизические традиции. Но теоретичность этих традиций не имеет ничего общего с абстрактной философией, скажем, Западной или Российской. Они отражают глубинные основы Восточной культуры, и поэтому сохраняют свою стабильность, не подвергаясь эволюции моды.

2. Объяснительная (метафизическая) модель хатха-йоги целиком принадлежит к Восточной культуре. Она использует понятия Восточной философии, ориентированные на Восточный же психологический тип личности, который принципиально отличался от Западного. В частности, Восточный человек никогда не выделял себя из Природы и не считал себя ее Царем. Такая позиция позволяла сохранять и развивать личность, как глубокое внутреннее единство ума, чувства и тела. В противоположность этому западная личность идентифицировала себя со своими внутренними конфликтами между умом, чувствами и телом. Относительно редкие состояния с неактуализированными внутренними конфликтами переживаются нами не как искомые состояния обретения внутреннего единства, а как личная трагедия утраты идентичности или смысла жизни. И, конечно, западный человек использует метафизику йоги в своих целях, наполняя ее своим смыслом.

Отметим, что здесь в предельно схематизированных формулах намечены только крайние тенденции формирования личности на Востоке и Западе. Они реконструированы по первоисточникам Индийской йоги и западной глубинной психологии. Реальность, естественно, всегда осуществляет весь спектр возможностей во всех культурах. Но основные тенденции именно таковы.

3. Реальные факты Новой и Новейшей истории Индии ставят под сомнение непрерывность передачи древней традиции йоги и ее преемственность новыми школами даже на своей Родине. Например,А.В. Лаппа, хорошо знающий ситуацию с йогой в Индии изнутри, в одной из своих лекций утверждал, что йога, в том виде, в каком она существует сейчас, в 19 веке не существовала даже в Индии. Аналогичного мнения придерживается Н.Е. Сьюман, автор исследования: “Йогическая традиция майсорского дворца” (в книге Динамические практики в классической йоге. - К.: “Janusbоок”, “София”, ltd, 1999).

Реальная история практического учения современной хатха-йоги не такая уж древняя, как об этом иногда приходится слышать. Временная ограниченность, в частности, исключает ответственные утверждения о возможных специфических отдаленных последствиях или об истинных перспективах личностной и духовной эволюции в йоге не на Востоке.

На общем фоне Российская ситуация, как обычно, выглядит самой острой. С одной стороны, все наши перспективные техники очень молоды и широко практикуются не более 10 лет. Все они из Украины (так что российская йога больше хохла-йога, чем хатха-йога, поскольку московские технологии, как и йога 60-х. годов, имеют очень малое влияние). С другой стороны, у них много последователей, которые занимаются с энтузиазмом и настойчивостью, но, как правило, без понимания и внутреннего согласия с непредсказуемостью результатов своего очень тяжелого и очень болезненного труда.

Здесь неотвратимо возникает ситуация выбора: либо признание и принятие того, что путь хатха-йоги - это путь в Неизвестное, Непознанное, а, возможно, и в Непознаваемое, либо слепая вера в поп-эзотерическую мифологию йоги, например, в форме: “Мой тренер хорош, он меня любит, поэтому знает, куда меня ведет”. Есть, конечно, и еще один путь, коммерческий, - приспособить техники к возможностям своей клиентуры. Это направление физкультуризации хатха-йоги тем более понятно и предсказуемо, чем меньше в нем остается йоги. Но и оно, без сомнения, также имеет право на существование и развитие, так как в наибольшей степени востребовано обществом.

Парадоксально, но современная ситуация максимально приближает нас к постижению истинного духа хатха-йоги. Здесь ничего не известно наверняка, но все возможно, особенно, если удастся сохранить творческое вдохновение, свободу (от тренера, учеников, доктрин, невежества, соблазнов, страхов...) и сердечность (см. Н.Е. Сьюман).

В следующей статье «Асана 2.Волшебная лампа Кундалини» будут рассмотрены практические аспекты дыхательных техник в энергетических практиках.